суббота, 16 декабря 2017 г.

На смену действующему закону о проверках юрлиц и ИП придет новый закон

tyle="font-size: 6.5pt; line-height: 9.96667px; font-family: Arial, sans-serif; color: rgb(51, 51, 51);" class="advertising"> Lana U / Shutterstock.com
Правительство России внесло в гос Думу проект нового закона о государственном и муниципальном надзоре и контроле.
В целом, система контроля и надзора сохранит большая часть сейчас действующих положений, но планируются и радикальные новшества:
  • проверки будут проводиться не только в отношении организаций и ИП, но и в отношении простых граждан – физических лиц без статуса предпринимателя и не занимающихся предпринимательской деятельностью. Предусмотрено, что такие проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры и не вносятся в Единый реестр проверок;
  • категории риска и классы опасности будут присваиваться всем поднадзорным объектам и во всех сферах надзора. Во всяком случае, периодичность плановых проверок – согласно проекту – зависит лишь от категории риска (класса опасности);
  • законом вводятся такие новые действия по контролю/надзору, как досмотр и осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, сбор информации и другие. В некоторых из них непременно участвуют осознанные. После каждого такого действия государственные служащие составляют протокол, который прилагается к акту проверки;
  • наряду с этим досмотр может предполагать вскрытие упаковок, помещений, емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся либо могут находиться товары и иные объекты, и разборку и демонтаж либо иное нарушение целостности обследуемых объектов;
  • на протяжении проверки, рейда либо контрольной закупки государственные служащие вправе "настойчиво попросить" объяснений – от граждан, и чиновников и иных работников проверяемых организаций. Особенно тревожно, что отказ от дачи объяснений допускается лишь по основаниям, предусмотренным законодательством. Иначе говоря отказаться возможно лишь ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ (отказ свидетельствовать против себя и своих родных) и, возможно, по основаниям, указанным в процессуальных кодексах. В неприятном случае это будет рассматриваться как противодействие проверке, что может повлечь административный штраф;
  • на протяжении выездной проверки государственные служащие смогут проводить углубления и изъятие документов. Проект разрешает им вскрывать сейфы и иные хранилища с документами, советуя наряду с этим "избегать причинения невызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов";
  • закон разрешает госслужащим изымать у проверяемых и оригиналы документов – в случае если одних копий слишком мало и наряду с этим имеется основания считать, что подлинники могут быть стёрты с лица земли, сокрыты, исправлены либо заменены;
  • в тексте законопроекта так и не появился обещанный бизнесу запрет на проверку тех требований, которых нет в Списках обязательных требований (такие списки ведутся каждым ведомством и публикуются на сайте).
Помимо этого, закон прямо запрещает гражданам и организациям пользоваться своими правами в целях необоснованного уклонения от проведения в отношении них государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Часть новелл1 будут, разумеется, позитивно восприняты бизнес-сообществом:
  • будут запрещены проверочные мероприятия в рамках любых видов государственного надзора (контроля), в случае если таковые прямо не указаны или в Приложении № 1 к Закону или в самом тексте закона – в качестве особых исключений. Любопытно, кстати, что из текста законопроекта нереально найти, будут ли законны прокурорские проверки: они не входят ни в список исключений, ни в список "простых" видов надзора;
  • все неустранимые несоответствия и неясности обязательных требований – согласно проекту – должны толковаться в пользу поднадзорных лиц;
  • в случае если поднадзорное лицо действовало в соответствии с письменными указаниями надзорного органа (к примеру, по его письму), то эти действия нельзя признать нарушением обязательных требований;
  • в нормативных правовых актах будет не запрещаеться устанавливать дополнительные ограничения для таких жалоб, которые могут повлечь внеплановую проверку: к примеру, подачу жалобы автором лишь лично, либо через МФЦ, либо при условии нотариального установления личности жалобщика;
  • конкретно в проекте закона появилась норма о досудебном обжаловании результатов проверочных мероприятий.
  • добавлены дополнительные основания для отмены результатов проверки и иных контрольных мероприятий – это отсутствие оснований ее проведения (сейчас это является нарушением лишь для внеплановой выездной и плановой проверки); включение в предмет надзора требований, которые не являются обязательными; неиспользование проверочных страниц).

Комментариев нет:

Отправить комментарий